пятница, 30 сентября 2016 г.

Как защитить ребенка от стремительного потока информации?


Человеческий мозг, столь удивительно созданный, служит нам не одну тысячу лет. Проблема заключается лишь в том, что условия современного общества требуют от нас такого, за чем наша нервная система просто не успевает. Одно из последствий стремления подстроиться под шквал информации, обрушивающийся из телевизоров, компьютеров и мобильных телефонов (зачастую одновременно), заключается вo все меньшей продолжительности концентрации внимания.

Никогда ранее мы не были свидетелями подобного изобилия проблем, связанных с вниманием и контролем над импульсами и побуждениями у детей, порядка 2,5 миллионов из которых сегодня проходит медикаментозное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Как же защитить ребенка от невероятно стремительного потока информации? Все начинается с семьи. Отправляясь на неспешную прогулку после обеда вместо просмотра телевизора или собирая пазлы на кухне вместо плавания по морям Интернета, родители учат своих детей отдыхать от культуры, несущейся куда-то вдаль со скоростью света.

Признаемся себе, что в какой-то мере мы своим примером сами подсаживаем наших детей на телевидение, компьютеры, видеоигры, делаем их зависимыми, а затем жалуемся на все меньшую концентрацию их внимания и постоянные требования купить самые последние, самые лучшие модели электронных средств по отвлечению от самих себя.
 

Психологи считают, что эпидемия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, поразившая современное общество, является отчасти отражением нашего стремления привить детям бешеный ритм жизни и окружить их всевозможными стимулирующими вещами.*

Исследователи из Университета штата Иллинойс выяснили, что симптомы СДВГ заметно сокращались в тех случаях, когда дети проводили больше времени в «зеленых» условиях – среди деревьев, в парках или на лужайках. Подобные результаты были получены не только среди гиперактивных детей, получавших возможность сжечь накопившуюся энергию; дети, просто страдающие дефицитом внимания, но не проявляющие при этом гиперактивности, показали также существенное смягчение симптомов.

Наши дети учатся жить во время взаимодействия с нами. Когда сын рассказывает вам что-то важное и вы уделяете ему все свое внимание (игнорируя телефон, который вдруг начинает звонить), он учится концентрации внимания на том, что делает именно в данный момент.

Когда вы приглашаете ребенка пройтись по парку, не спеша при этом постоянно домой, чтобы вычеркнуть еще что-нибудь «полезное» из вашего списка дел, вы учите его, насколько важным может быть не подчиняемое постоянным рамкам время. Если при этом вы замечаете, что ваше сознание, как маленькая обезьянка, начинает прыгать взад и вперед, когда вы проводите время со своим ребенком, просто терпеливо верните его на место – в настоящий момент.

Время, которое вы отводите, чтобы пообщаться, или поиграть с ребенком, творит чудеса! Заметьте, мы очень часто общаемся с большой неохотой, лишь наполовину участвуя в этом танце взаимоотношений и чувствуя себя безумно некомфортно от той близости, которая возникает, когда мы уделяем все сто процентов внимания человеку, стоящему перед нами.

Легко заявить о том, насколько важно любить и получать удовольствие от жизни вместе с нашими детьми, идущими навстречу взрослой жизни. Но, как и в других сферах жизни, существует огромная разница между тем, что мы говорим, и как мы действительно поступаем день за днем. Как часто мы реально нажимаем на тормоза – отключаем компьютеры и мобильные телефоны, – чтобы на все сто процентов посвятить себя детям, не вспоминая о том, что же еще нам надо сделать?

Один из самых быстрых методов, позволяющих вернуться в данный момент и восстановить связь с настоящим - концентрация на своем дыхании. Специалисты отмечают существенное улучшение симптомов у тех детей с СДВГ, которые осваивали техники дыхания.

Любому ребенку пойдут на пользу методы, обучающие его естественным образом замедлять ритм своей жизни независимо от того, есть ли у него конкретные проблемы и трудности или нет.

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ВЫ МОЖЕТЕ ПОИГРАТЬ С ДЕТЬМИ

Дыхание медвежонка: положите ребенка на пол и положите ему на живот маленького плюшевого мишку или любую другую игрушку. Делая вдох и выдох, он должен наблюдать за тем, как поднимается и опускается его живот. Это помогает детям сосредоточиться и расслабиться.

Вертушка: сохраняя живот расслабленным, мягко и медленно дуйте на вертушку.

Волшебные руки: быстро и интенсивно потрите ладони друг об друга в течение нескольких секунд, а затем прислушайтесь к их согревающему и болеутоляющему воздействию. Эти ощущения позволяют вам вновь почувствовать свое тело и вернуться в настоящий момент.

Соломинка: сделайте глубокий вдох, а затем медленно выдохните воздух через соломинку. Одной рукой держите соломинку, а вторую поместите с ее обратной стороны, чтобы чувствовать, насколько сильно или слабо вы выдуваете воздух. Выдох должен быть настолько мягким, чтобы воздух с обратной стороны вообще не ощущался. Когда большую часть воздуха вы выпустите, уберите соломинку изо рта и остатки воздуха выдохните свободно. Сделайте пару обычных вдохов и продолжите упражнение.

      Замри: спокойно дышите животом и качайтесь, шевелитесь и танцуйте. Затем
       остановитесь и замрите в какой-нибудь интересной позе.

* По материалам книги Сьюзен Стиффелман "Как перестать сражаться со своим ребенком"

Комментариев нет:

Отправить комментарий