понедельник, 19 сентября 2016 г.

Что делать, если у ребенка истерика

Прежде всего нужно сказать о том, что истерику ребенка игнорировать нельзя, но нужно научиться правильно реагировать на неё.
Психологи предлагают разделить детские истерики на два типа.
Первый тип  - вполне осознанная истерика. Ребенок делает сознательный выбор действовать таким образом, терроризировать вас и манипулировать вами, пока не получит то, чего хочет. Несмотря на весь драматизм и кажущиеся искренними мольбы, он способен мгновенно прекратить истерику, получив то, что требовал.
Причина такой способности быстро остановиться, в том, что этот ребенок в этот момент способен контролировать свои эмоции и телесные реакции, логически рассуждать и принимать здравые решения. Так, девочка, возможно, выглядит совсем потерявшей контроль над собой, когда истошно орет посреди супермаркета: «Я хочу ту игру с мишками  сейчас!» — но вы обнаружите, что она контролирует ситуацию и просто манипулирует вами ради достижения желаемого исхода.

Родителям, сумевшим распознать такую истерику, остается лишь одна очевидная реакция: никогда не вступать в переговоры с террористом. Ни в коем случае не показывайте ребенку, что его истерика вас раздражает, или как-то влияет на вас. Не позволяйте себе выходить из берегов! Если вы обращаетесь к ребенку спокойно и твердо, это окажет куда более сильное воздействие, чем крик или угрозы. Помните, кто из вас - взрослый, а кто - совсем маленький.
Правильной реакцией на подобную ситуацию было бы спокойное объяснение. Например такое:«Я понимаю, что тебе очень понравилась эта игра, но мне совершенно не нравится то, как ты себя ведешь. Если ты не остановишься прямо сейчас, ты не получишь игру, и мне придется запретить тебе идти сегодня на детский праздник, поскольку ты не умеешь себя вести».
После этого очень важно осуществить объявленное наказание, если поведение не прекратилось. Вы учите ребенка тому, что уважительное обращение, терпение и отсроченное удовольствие вознаграждаются, а противоположное поведение — нет. Это важные уроки для его развития.
В процессе воспитания с таким ребенком нужно установить жесткие границы и ясные решения о том, какое поведение является приемлемым, а какое — неприемлемым.

Бывают и другие истерики, когда ребенок до такой степени расстроен, что не способен контролировать себя. Ваш малыш становится настолько зол из-за того, что вы льете ему воду на голову, чтобы помыть волосы, что начинает кричать, выбрасывать игрушки из ванны и отчаянно махать кулачками, пытаясь вас ударить. Можно сказать, что гормоны стресса, наполняющие маленькое тело, мешают его мозгу функционировать полностью. В результате он буквально не в состоянии — по крайней мере, на данный момент — контролировать свое тело и эмоции, прилагать рассудок, учитывать возможные последствия, решать проблемы или принимать во внимание чувства другого человека. Он вышел из себя.


Здесь необходима совершенно иная родительская реакция. Реакция на такую истерику должна быть более ласковой и успокаивающей.
Первое, что должны предпринять родители, — быстро успокоиться самим. Затем установить связь с ребенком и помочь  успокоиться ему. Этого иногда можно достичь ласковыми прикосновениями и утешительными интонациями. Или, если он зашел настолько далеко, что может травмировать себя либо кого-то другого, лучше взять его на руки, прижать к себе и спокойно говорить с ним, унося его с места событий.
Главное — вы должны утешить его. В этих случаях нет смысла говорить о наказании или приемлемости поведения. В данный момент он просто не в состоянии воспринимать эту информацию.
Затем, когда ребенок успокоится, вы можете начать действовать, применяя логику и рассуждения («Тебе не понравилось, что папа так мыл тебе голову? Как ты хочешь, чтобы мы мыли тебе голову в следующий раз?»). Как только ребенок пришел в более восприимчивое состояние, можно поговорить о приемлемом и неприемлемом поведении и любых возможных последствиях («Я знаю, что ты очень рассердился из-за того, что вода текла тебе на лицо. Но нельзя никого бить, даже если ты очень зол. Ты можешь сказать мне словами: «Мне это не нравится. Пожалуйста, перестань»).
Ваши воспитательные меры теперь способны поддержать ваш авторитет — что очень важно, — и вы можете реализовать их с позиций большей информированности и сочувствия. И ваш ребенок скорее усвоит этот урок, поскольку вы учите его в тот момент, когда его мозг станет восприимчив к обучению.
И последнее. Если вы чувствуете, что у вас был сложный день и вы сами вымотаны, а путь лежит мимо магазина с игрушками (что грозит очередной истерикой), просто перейдите на другую сторону улицы.



Комментариев нет:

Отправить комментарий