Детский
психолог Матвей Берхин подчеркивает,
что игра – это речь ребенка. До 7, а
то и 10 лет – это его основная деятельность,
способствующая развитию. И если мы хотим
лучше узнать ребенка, нам надо создать
ему возможность игры как свободного
высказывания.
Когда ребенок раскрывается в игре?
Когда есть чувство безопасности и установлены границы
Знакомая обстановка, безопасный взрослый рядом. Тогда терапевтичным будет сам опыт игры, какие бы проблемы перед ребенком в этот момент ни стояли. В некомфортных для себя условиях ребенок тоже будет играть, но это будет только то, чего от него ждут. Кроме того, ребенку тревожно, когда непонятно, что можно, а что – нельзя.
Ребенок не чувствует
себя безопасно, когда нет правил.
Например, если дома нет правила, что
нельзя делать друг другу больно, и
разрешается делать больно маме, которой
неловко его остановить. Это, на самом
деле, не способствует спокойствию
ребенка. Потому что он складывает два
и два и думает: «Если я могу маме делать
больно, значит, и мне кто-то – может?»
Нужны временные и пространственные границы. Если мама сказала, что она полчаса посидит рядом, значит, маме не надо выходить в другую комнату или сразу браться за телефон. Если сегодня можно играть на кухне и оставлять там игрушки, а завтра ребенка оттуда резко выгоняют, – это тоже не способствует покою и уверенности. Границы меняться не должны!
Когда есть разные игрушки
С помощью 50 слов можно рассказать, о чем угодно. Но ребенку, чтобы полно выразить свою мысль, нужны разнообразные игрушки. Не много, а именно – разные.
Часто у ребенка нет игрушек для выражения агрессивных чувств, так как эта тема табуирована. И бывает, что у ребенка под рукой нет никого и ничего на роль врага или агрессора. Приходится воображать невидимых зомби.
«У мальчишек такие игрушки будут, а у девочек их может совсем не быть, — комментирует Матвей Берхин. — Нормально, чтобы у ребенка в наборе был кто-то «страшный». И пистолет, и другие предметы, при помощи которых можно выражать агрессию, но с такой идеей: «мы живых людей не бьем, а в игре бывает, что кто-то на кого-то нападает». Потому что, если запретить агрессию в игре, то ребенок, не находя для нее выхода, может направить ее в жизнь».
Когда его игру принимают такой, какая она есть
У ребенка во время игры должно быть чувство свободы – благодаря тому, что его принимают. Что родители (и вообще взрослые) не поднимают брови, когда он начинает играть во что-то неприятное, страшное или, с их точки зрения, глупое.
Это важная философская
штука: ребенку позволено быть в игре
любым. От него никто не будет требовать
быть взрослым, умным, вежливым. «Родителям
я важен и приятен, и они позволяют мне
быть любым» – это ребенок видит по тому,
как родитель себя ведет во время его
игры. Умение на время отложить в сторону
все свои ожидания относительно ребенка
и просто смотреть на него такого, какой
он есть – это навык, которому можно
научиться. И тот факт, что родитель хотя
бы полчаса каждый день полностью
принимает своего ребенка, их обоих
чрезвычайно меняет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий